Жизнь дракона

Китайский дракон (лун) — в китайской мифологии и культуре символ доброго начала ян (в отличие от дракона европейского) и китайской нации в целом, прочно ассоциирующийся со стихией воды. В честь дракона установлен ежегодный праздник драконьих лодок.

По китайским поверьям, змей-лун обитает в реках, озёрах и морях, но способен и взмывать в поднебесье. В нём отчетливо проступают следы божества влаги и дождя, первоначально связанного с культом плодородия. Ритуалы по вызыванию дождя не обходились без изображений дракона уже в VI в. до н. э.

Для китайцев Императорский Дракон или Лун , считается основным из четырех доброжелательных духовных животных, другие три из которых Феникс, единорог и черепаха.

 

Описание Китайского дракона

Говорят что Китайские драконы состоит из множества различных видов животных земли: голова верблюда, рога оленя, глаза кролика, шея змеи, чешуя карпа (чешуй должно быть 81 или 117), лапы тигра, когти орла  и уши коровы. Однако на изображениях часто заметно расхождение с этим описанием. На голове китайских драконов должна находится их важнейшая принадлежность — шишка на макушке.  Благодаря ей драконы могут летать без крыльев. На изображениях драконов ее можно увидеть очень редко.

История китайских драконов

Верили, что дракон Лун основан на индийских Наги.

Наги (наг — змей) — в индуизме и буддизме — змееподобные мифические существа, полубоги.
Изображаются в виде змей с человеческим торсом и человеческой головой, укрытой сверху веером змеиных голов. Обитают в пещерах и водоёмах, на земле, в воде или под землей.

Мифология «человека-змея» имеет древние корни. Нагов изображают с головой человека. Наг — символ мудрости.

Они делятся на четыре класса: небесный, божественный, земной, и скрытый, в зависимости от их функций: охрана небесного царства, раздача осадков, управление реками, или охраны сокровищ.

Четыре типа драконов

В Китае драконы извесны под именем Лун (Lung). Существуют четыре основных вида драконов Лун.

Небесный Дракон (Тянь-Лун)
Небесный Дракон защищает места Богов

Духовный Дракон (Шен-Лун)
Духовный Дракон контролирует ветер и дождь

Земляной Дракона (Ти-Лун)
Земляной Дракон контролирует реки и воду на Земле

Подземный дракон (Футс-Лун)
Подземный Дракон охраняет драгоценные металлы и драгоценные камни.

Корейский дракон (кор. 용, Йон) — одна из разновидностей мифологического змея, которая ассоциируется с корейской мифологией. Корейский дракон имеет ряд специфичных именно для Кореи черт, которые отличают его от драконов других культур. Наиболее близкий родственник корейского дракона, как по внешности, так и по культурной значимости — китайский дракон.

Корейский дракон Йон прославился сразу же, как только у корейцев появился свой алфавит. Первым литературным произведением, написанном на настоящем корейском алфавите, была «Ода дракону, летящему в небеса», и произошло это в 1445 году. Из этой книги мы можем узнать, что полет корейского дракона вещь крайне, видимо, редкая, ибо как только он взлетает в небо, в Корее меняется династия императоров. Хотя при этом дракон, как и в Китае – символ правителя.

Корейский дракон, в отличие от многих драконов других культур, не имеет крыльев, зато обладает длинной бородой.

У корейского дракона четыре когтя; это отличает его от китайского с пятью когтями и  японского с тремя.

Цвета корейских драконов

Как и в Китае, Корейские драконы бывают пяти цветов: зелёный дракон (Чхоннйон) — страж Востока и Весны, красный (Чоннйон) и желтый (Хваннйон) — стражи Юга и двух фаз лета, собственно Лета, и Конца Лета, белый дракон (Пэннйон) — страж Запада и Осени, и черный дракон (Хыннйон) — страж Севера и Зимы. Боги запрягают эту пятерку и передвигаются на них как по небу, так и по воде.

Происхождение корейского дракона

Откуда же взялся первый и главный корейский дракон Йон? Легенды говорят, что пришел он вовсе не из Китая, как можно бы было ожидать, а из стран Океании с одним из древнекорейских племен, носивших его изображение как тотемный знак.

Большинство источников утверждают, что легенды и мифы о драконах в древней Японии  позаимствованы из Китая. В течение времени к ним были добавлены многочисленные национальные особенности в связи с чем возникли новые вариации.

В японских легендах и мифах дракон олицетворяет мощное существо благочестивых сил, которое может нести как добро так и зло.

Японский дракон имеет всего три пальца.

Японский дракон Ямата-но ороти

Один из известнейших японских драконов — Ямата-но ороти. По легенде он семь лет подряд наводил ужас на страну Идзумо в верховьях реки Хи на юго-западе острова Хонсю, пожирая дочерей земного бога Асинадзути («старец, гладящий ноги») и его жены Тэнадзути («старуха, гладящая руки»). Явившийся на восьмой год бог «Сусаноо-но микото» договорился с родителями убить дракона, попросив в награду последнюю их дочь — Кусинада-Химэ.

В древней японской рукописи «Нихонги» имя дракона обозначено идеограммами, которые переводятся как «змей-страшилище, восьмихвостый, восьмиглавый». А сам Ямата-но ороти описан так: «Его глаза подобны ягодам вишни, он имеет тело с восемью головами, на нём растут мох и деревья. Тело дракона покрывает собою восемь долин и восемь холмов, а брюхо его кроваво и охвачено пламенем».

Сусаноо-но микото напоил дракона сакэ из восьми бочек и когда тот, опьянев, уснул, разрубил его на мелкие кусочки. В одном из хвостов Сусаноо нашёл меч Кусанаги (Муракумо-но-Цуруги — «небесный меч из кучащихся облаков»), который преподнёс своей сестре Богине Солнца «Аматэрасу».

Монгольский дракон зовется Лу, и это имя, как и сам дракон, произошло от Луна, который породил древне-уйгурского luu, а уж тот оставил своих потомков или как-то остался сам в Монголии.

Лу владеет водной стихией и обладает способностью извергать молнии и гром. Собственно, говорят, что гром – это скрежет его зубов, а молния появляется тогда, когда дракон гневается и падает с неба, после чего начинает быстро свивать-распрямлять свой хвост и бить им по земле, извергая из пасти пламя.

Об этом рассказал миру еще в 14-м веке персидский путешественник писатель и ученый Рашид ад-Дин в своем „Сборнике летописей“: „У монголов считается, что молния исходит от некоторого животного, подобного дракону, по имени Луу, и в тех областях жители будто бы видели своими глазами, как оно падает с неба на землю, бьет по земле хвостом и извивается, а из пасти его извергается пламя“.

Лу есть небесный верблюд, при котором три человека; один сидит между горбами, бьет в бубен, от этого происходит гром; другой помахивает белым лоскутом, на котором написана тангутская молитва (молния); третий потягивает повод, изо рта верблюда течет вода: это дождь. Падающий луу превращается в мокрого верблюжонка.

В двенадцатигодичном цикле монгольского календаря год дракона идёт между годом зайца и годом змеи.

Останки динозавров, часто встречающиеся в пустыне Гоби, монголы называют лууны яс (кости дракона).

Монголы, по существующей гипотезе, после завоевания Китая, в попытках самоутвердиться сделали своего дракона «сильнее» китайского, наделив его каждую лапу четырьмя когтями (уничтожив при этом традиционную символику их числа).

Змей Горыныч — многоголовый огнедышащий дракон, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах. В иноязычных сказаниях встречается как змок (словацк. zmok, чеш. zmok) или смок (словен. smok, польск. smok, белор. цмок)

Многоголовость змея  — непременная его черта. В разных сказках количество голов змея различается: их бывает 3, 5, 6, 7, 9, 12. Чаще всего змей предстаёт трёхглавым.

Другие черты змея упоминаются реже или не упоминаются вовсе. В большинстве случаев у змея отмечается способность к полёту, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится. Так, во всем афанасьевском сборнике русских народных сказок лишь один раз сообщается об «огненных крыльях» (сказка «Фролка-сидень»).

Тело змея в сказках не описывается, однако на лубочных картинках, изображающих змея, излюбленными деталями являются длинный хвост стрелой и когтистые лапы. Еще одной важной особенностью змея является его огневая природа, однако как именно извергается огонь, сказки не описывают. Огонь змей носит в себе и извергает его в случае нападения.

Кроме огненной стихии змей связан и со стихией водной, и две эти стихии не исключают друг друга. В некоторых сказках он живёт в воде, спит на камне в море. В то же время змей — ещё и Змей Горыныч и живёт в горах. Впрочем, такое местопребывание не мешает ему быть морским чудовищем. В некоторых сказках он живет в горах, но когда герой к нему приближается, он выходит из воды.

 

 

Три вида восточных драконов очень сходны между собой, но происходят из различных частей мира. У всех у них волнистые змееподобные тела, четыре ноги, они не дышут огнем, в отличие от западных драконов, обычно не имеят крыльев, однако их имеют Взрослые Императорские драконы. Тело дракона состоит из частей принадлежащих различным животным Земли : туловище змеи, чешуя карпа (рыбы), голова верблюда, рога гигантского оленя, глаза кролика, уши как у быка, шея как у игуаны, живот лягушки, лапы как у тигра, и когти как у орла. В большинстве случаев они изображаются имеющими львиную гриву вокруг шеи, на подбородке и на каждом локте. Они имеют два олене-подобных рога украшающих их головы с широкими ртами, а также имеющими два чуствительных усика по краям головы.

Драконы — неотделимая часть культуры Китая, Кореи и Японии с самых древних времен. В Китае ими помечались лестницы, по которым мог передвигаться только император. В Японии их изображения можно встретить в большом количестве в буддийских храмах. Драконы часто изображаются вместе с фениксом, что символизирует долгую и счастливую жизнь.

Восточные драконы обычно имеют жемчужину – во рту, под их подбородком, либо же в их когтях. Очевидно такие жемчужины являются источниками энергии дракона, а также помогают драконам подниматься в небо. Любимой едой восточных драконов считаются жареные ласточки.

В китае драконов называют словом Лунь (Lung). Существуют четыре типа Луней : Тин-лунь (Tien-lung), Небесный дракон, защищающий чертоги богов, Шен-Лунь (Shen-Lung), драконы-духи, управляющие ветром и дождём, Ти-Лунь (Ti-Lung), Земные драконы, которые управляют реками и водой на Земле, а также Фут’с-Лунь (Fut’s-Lung), драконы Подземного Мира, которые охраняют драгоценные металы и камни. Отдельные драконы управляют реками на Севере, Юге, Востоке и Западе. Повелителем всех речных драконов является Великий Чин-Тань (Chien-Tang), цвета крови, и который имеет огненную гриву, и имеет длину 900 футов.

Восточные драконы обычно изображаются добрыми и умными. Они имеют многотысячелетнюю историю, особенно в Китае. В истории они очень тесно связанны с погодой. Говорится, что одно из самых худших наводнений в азиатской истории случилось из-за того, что смертный обидел дракона. В китайской истории 5-палый дракон является символом власти, а также является Императорским драконом. Давным-давно был принят закон, что только Император может иметь 5-палого дракона изображенного на одеяниях и на всем, что принадлежит императору. Обычно это был Желтый дракон, который считался самым могущественным среди всех цветных драконов. Если кто-либо кроме Императора был пойман носящим символ 5-палого дракона, этого человека казнили.

Разница между восточными драконами

Вы когда-нибудь интересовались разницей между китайскими, корейскими и японскими драконами? В каждой из этих стран драконы, на первый взгляд, кажутся одинаковыми, но это не так. Обратим внимание на их пальцы. У китайского дракона их пять. У корейского — четыре, а у японского — три. Население каждой из перечисленных стран имеет свое объяснение такому обстоятельству. Поскольку все в Азии имеет исторические корни в Китае, то начнем с версии китайцев.

В Китае дракон — центральная фигура практически во всех мифах и легендах. Китайцы считают, что драконы появились в их стране и всегда имели пять пальцев. Дракон — дружелюбное животное, любящее попутешествовать. Но однако, чем дальше уходит дракон от Китая, тем больше пальцев он теряет. Так, когда он добрался до Кореи, у него уже оставалось четыре пальца, а когда он, наконец, добрался до Японии, он потерял еще один палец, и у него осталось только три. Это также объясняет, почему драконы так и не добрались до Европы и Америки — у них просто не хватило пальцев зайти так далеко.

В Японии относительно драконов думают примерно то же, что и в Китае. Но японцы абсолютно уверены, что дракон родом из Японии. Они согласны с тем, что дракон — животное, любящее путешествовать. С той разницей лишь, что чем дальше путешествует дракон, тем больше пальцев у него вырастает. И поэтому, когда он добрался до Кореи, у него уже было четыре пальца, а когда он пришел в Китай, у него вырос пятый палец. Понятно, что дракон не пошел дальше Китая — новые и новые пальцы мешали ему двигаться.

Заметим также, что у восточных драконов нет крыльев, несмотря на то, что их часто изображают среди облаков или спускающимися с неба. Именно поэтому драконам приходится путешествовать пешком и испытывать такие трудности со своими конечностями.

В Корее бытует аналогичная версия о происхождении драконов. Конечно же, корейцы точно знают, что драконы впервые появились в Корее. И у дракона изначально было четыре пальца. Но всякий раз, когда дракон двигается на север или восток — он теряет пальцы, а когда на юг или запад — приобретает. Если бы он отправился на запад, в Европу, у него выросло бы столько пальцев, что он не смог бы двигаться. Если бы он направился на восток, в Америку, то он очень скоро потерял бы все пальцы и, опять же, не смог ходить.

Пол дракона обычно можно определить с первого взгляда. Во всех трех странах выяснение пола основывается на одних и тех же факторах (и слава богу!). Дракон-самец обычно держит в хвосте булаву, в то время как дракон-самка держит в хвосте веер. Единственная проблема здесь в том, что хвост дракона не всегда видно, и следовательно, сложно сказать, что он (или она) держит в хвосте. Но с другой стороны, если вы не дракон, то какая вам разница, кто перед вами — самка или самец?

Итак, все очень просто. Каждая из этих трех стран обоснованно объясняет происхождение драконов на их земле, не давая ни малейшего шанса в этом вопросе остальным.
Теперь, в следующий раз, когда вы увидите восточного дракона, обратите особое внимание на его когти, и вы всегда сможете точно сказать, откуда он родом.

Альтернативные варианты

Как известно, китайские императоры считаются потомками драконов. Так вот, Отец-дракон, установив порядок в Поднебесной, отправился осматривать окресности. Хаос царил на территории нынешней Кореи, и просили его жители и им оставить в императоры своего наследника. Но Отец-дракон ответил, что, дабы избежать вражды между своими потомками, они будут царствовать лишь в Поднебесной. «Но тогда они завоюют нас и будут угнетать!» — испугались аборигены.

Тогда Дракон отрубил свой палец, и оставил им, сказав: «Если пойдут мои потомки на вас войной, покажите им мой палец, и отступят они, вспомнив о моих заветах». Корейский дракон с чтырьмя пальцами — не отдельный вид, или инвалид, а напоминание, про которое, как обычно, люди забыли. И издревле четыре пальца рисуются на всех, а не на одной лапе, по той же причине, по какой забывчивые люди оставляют себе по нескольку памяток в разных местах о необходимости одного действия.Далее тоже происходит в Японии, и пальцев остается три.

© Удав Летучий

До монгольского завоевания китайский дракон имел на каждой лапе по три (число Ян) когтя, а общее их число составляло 12, по аналогии со знаками зодиака также составлявшее число Неба (то есть Ян). Монголы, по существующей гипотезе, в попытках самоутвердиться сделали своего дракона «сильнее» китайского, наделив его каждую лапу четырьмя когтями (уничтожив при этом традиционную символику их числа). После победы китайцев над монголами и создания империи Мин дракон вновь претерпел метаморфозы — он стал пятикоготным, то есть, во-первых, «сильнее» монгольского и, во-вторых, все же более «янским», поскольку 5 число нечетное.

В империи Цин под управлением маньчжуров существовали две разновидности драконов — о пяти и о четырех когтях, называвшиеся соответственно лун 龍 и ман 蟒. Первый был по статусу старше второго и по правилам (которые иногда тем не менее нарушались) был атрибутом императора и его ближайших родственников и предназначенных для них предметов. Правда существовали и пятикоготные маны, младшие по отношению к лунам, но внешне ничем от них не отличающиеся. (Особо стоит вопрос о так называемой «летающей рыбе 飛 魚», изображение которой очень трудно отличить от дракона.)

Как бы то ни было, представляется возможным говорить о том, что любое изображение четырехкоготного дракона не может датироваться ранее Юаньского, а пятикоготного — ранее Цинского времени. Из этого следует вывод о том, что если некий предмет с трехкоготным драконом по другим признакам безошибочно датируется временем не ранее Юань, то он не китайского происхождения, а, например, создан в Японии. В качестве примера можно привести деревянный резной шкафчик в собрании Государственного музея Востока, который на протяжении многих десятилетий числился китайским, но на основании изложенной схемы был обследован одним из лучших отечественных экспертов по прикладному искусству Японии В.А.Друзь (ГМВ) и ныне украшает музейную постоянную экспозицию японского искусства.

Существуют правда исключения, связанные с тем, что в начале 20 в. в Китае для удовлетворения вкусов европейцев изготовлялись в некотором количестве произведения прикладного и изобразительного искусства в японском стиле.

Надеюсь, с одной стороны, что изложенное выше поможет для датировки китайских произведений искусства лицам, не очень в этом искушенным, а с другой — получить данные от более опытных коллег, опровергающие или уточняющие набросанную схему.

© В. Сычев

Толстое, длинное туловище, покрытая чешуей кожа, четыре сильные ноги, два крыла похожие на крылья летучей мыши, на голове гребень, длинная шея. Обычно изображаются испускающими огонь. Некоторые виды драконов могут менять форму, другие же подобно хамелеонам могут менять свой цвет приспосабливаясь к окружающей обстановке. Также драконы иногда изображаются с лопатообразным или копьевидным хвостом. Они едят раз в месяц овцу или быка, или даже человека (в мифах говорится, что они предпочитают девушек-девственниц). Они могут быть любого цвета, или даже многоцветными, в зависимости от вида дракона.

Вообще большинство людей при упоминании слова «дракон» обычно вспоминают именно о западных драконах. Западные драконы чаще всего изображаются злыми, подлыми и кровожадными. В большинстве случаев они имеют огромные кучи золота и драгоценностей спрятанных в их пещерах.

Наиболее известные примеры западных драконов: Святой Георгий и Дракон, Беовульф и дракон, а также Драко из фильма «Драконье Сердце».

В некоторых рассказах западные драконы изображаются Дьяволами (в христианской религии). Другие истории и легенды говорят, что если съесть сердце дракона, то можно научиться понимать язык птиц, если съесть драконий язык, то это даст человеку способность выигрывать любой словесный спор, а втирание драконьей крови в кожу защитит от колющих ран. Иногда даже графа Влада Дракулу называют сыном дракона, или Дьявола.

Конец драконам пришел с христианством, когда рыцари жаждали доказать свою веру и доблесть. Также они обнаружили что охота на драконов является более чем прибыльным делом, и из-за этого большинство драконов было уничтожено за короткое время. Викинги имели фигуры драконьих голов на кормах своих кораблей. Сейчас Уэльский флаг все ещё содержит изображение красного дракона на зеленом/белом фоне, а красный дракон является их национальным символом.