Жизнь дракона

Дракон в современой литературе — это фантастические существа, которые зачастую кардинально отличаются от мифологических. Популяризация образа дракона в последнее время значительно изменила его, хотя мифологические черты в несколько ином виде часто просачиваются в образ (охрана богатств, извержение пламени, змеиность)

 

Стереотипное представление о драконе в фантастике идёт от сказок и мифов, хотя не соответствует ему напрямую Самое распространённое — огромный чешуйчатый ящер с перепончатыми крыльями, четырьмя лапами, заканчивающимися страшными когтями, длинным хвостом с острым охвостьем, длинной шеей, зубастой пастью и головой с рогами. Такой дракон наделён магией, выдыхает пламя (или что-либо другое), способен летать, скапливает сокровища и представляет угрозу для окружающих, в первую очередь людей.
Часто драконы наделяются большой мудростью или коварством. В фантастической и сказочной литературе, в особенности в фэнтези, драконы стали постоянными фигурантами приключений героев. В фильмах драконам чаще всего отводится роль злобных хищников, часто лишённых разума Славянский дракон — трёхглавый Змей Горыныч — избежал участи быть неразумным охотником, к нему в современных художественных произведениях (чаще всего русских) отношение как к добродушному, хоть и не слишком умному помощнику богатыря
В 60-х годах XX века талантливые авторы научной фантастики провели десакрализацию образа дракона. Прежний статус носителя Абсолютного Зла был заменён на статус друга человека или, иной раз, вовсе домашнего животного. Но в последнее десятилетие XX века и первое XXI процесс пошёл дальше — преодолев «ноль» значительности, образ дракона пошёл в положительную сторону В произведениях Джорджа Локхарда и Павла Шумилова драконы не только ничем не хуже человека, они — куда лучше по своим духовным, физическим качествам и развитию технологий.

Описание

Питаются драконы крупными животными, в некоторых случаях и людьми.

Происхождение

В более ранних версиях описывается происхождение от змей, а в более поздних драконы либо потомки динозавров, либо развивались с ними из общих предков. А. Скляров отмечает схожесть мифологических драконов с динозаврами, а в фильме «Войны драконов» драконы представлены двумя видами: динозаврами типа дейнониха с большими перепончатыми крыльями на спине (западный дракон) и преобразившимися великими змеями (восточный дракон).

Способности

Дракон как существо высшего уровня наделяется многими способностями: огненным или иным дыханием, разного рода магией, способностью превращаться в человека и других существ, телепатией. По большому счёту полёт также надо отнести к способностям, так как в природе нет летающих существ такого большого веса.

Огненное дыхание — это извержение драконом из пасти огня или загорающихся веществ, которое не связано с дыханием как таковым. Тем не менее извержение огня часто предваряет глубокий вдох. Драконоборцем этот момент уязвимости используется для уничтожения дракона  В разное время были разные попытки объяснить физику огненного дыхания. В большинстве фантастических произведений оно объясняется магической природой дракона или является врождённым заклинанием. Также популярна версия Питера Дикинсона о том, что дракон представляет собой своеобразный «дирижабль», наполненный газом метаном, излишки которого при необходимости отрыгиваются и превращаются в пламя. Метан вырабатывается естественным путём в ходе пищеварения. Такое объяснение даётся во многих произведениях, однако резервуары для горючего газа в них часто мизерны (чтобы не нарушать силуэт и не превращать дракона в воздушный шар), что сводит на нет пользу от такого объяснения Также под вопросом процесс поджигания горючего газа при его выходе из пасти, так как непосредственно из горла пламя выходить не может. Версия смешения на выходе двух газов (которое поджигает оба) весьма популярна Другая версия огнедыхания основана на выработке легковоспламеняемого яда специальной железой и искровом элементе. Как правило, для образования или хранения огненосных компонентов у дракона есть специальные органы.

Помимо огнедыхания есть другие виды «дыхания»: градом, раскалённым песком, ядом, молниями, заклинаниями.

Жизненный цикл

Часто указывается, что шкура дракона непробиваема для стрел и копий, не горит.
В большинстве фэнтези-произведений срок жизни дракона не ограничен (или неизвестен, но очень велик) Драконы, как правило, умирают в результате убийства или несчастного случая, а не от старости. Однако встречаются разные мнения о продолжительности жизни, которые условно можно поделить на несколько категорий по возрастанию. Например, в произведении Ольги Силаевой «Драконье лето» драконы живут всего лишь порядка 100 лет. Драконы Кринна — несколько тысячелетий.

В произведении К. С. Льюиса «Покоритель зари, или Плавание на край света» (из цикла «Хроники Нарнии») описана естественная смерть дракона (правда, его возраст остался неизвестным).

Драконы могут вести одиночный образ жизни или жить цивилизацией. Тем не менее известно, что самка откладывает яйца. В произведении Дж.К. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень» указано, что самка дракона должна согревать яйца своим пламенем.

Взаимоотношения с другими существами

Драконы в большинстве фантастических произведений недружелюбно относятся к другим существам Однако есть много примеров сотрудничества, дружбы и симбиоза, например симбиоз человека и дракона Перна или эльфа и дракона Алагейзии. В произведениях Фурри драконы и звери обычно живут бок-о-бок. Часто встречаются изображения мирного сосуществования драконов и грифонов.

Привычки

Поскольку в большинстве европейских сказок драконы обитают в пещерах и имеют сильное пристрастие к золоту и драгоценным камням

это проявилось и в современных сказках. Иногда собирание золота заменяется на коллекционирование, в том числе знаний, либо тяга к золоту объясняется физиологией дракона.

Наиболее значимые виды драконов

Несколько видов драконов в фантастике оказали заметное влияние на тематическое творчество других или являются ярким выражением современных представлений о драконах, популяризованное через получившие известность произведения

Драконы Алагейзии — бессмертные могущественные ящеры, живущие в Алагейзии (тетралогия «Наследие» Кристофера Паолини). В прошлом произошла кровопролитная война между драконами и эльфами, которая закончилась мирным союзом. Согласно его условиям обе стороны создали единый орден Всадников, в котором образовывались неделимые пары драконов и эльфов, призванные охранять мир в Алагейзии. После к этому союзу присоединились и люди. Драконы бессмертны и растут на протяжении всей своей жизни, их пламя способно плавить камни, а ещё — драконы — это источник магической мощи и мудрости прошлого. Хотя в явлении Всадников чувствуется заимствование у Энн Маккефри благодаря экранизации первой книги тетралогии (фильм «Эрагон») драконы Алагейзии стали популярны как новый положительный образ дракона в культуре

Драконы Дракии — разумные теплокровные крылатые ящеры с планеты Дракия (Драко (Джордж) Локхард). Изначально были естественно развившейся в жестоких условиях формой жизни, в дальнейшем изменили свой вид генетически и получили бессмертие. Драконы Дракии колонизируют вселенную и изначально представляют гуманную и миролюбивую цивилизацию, идущую по пути технологического прогресса. Но вследствие Катаклизма (катастрофы в масштабе вселенной) были разделены и отрезаны от своей родины, многие из драконов утеряли свои достижения и попали в рабство к людям. Позднее среди драконов развились Диктаторы — существа, обладающие способностями, сравнимыми с божественными. Эти драконы показывают дальнейшее положительное развитие образа дракона

Драконы вселенной Dungeons and Dragons - вырастающие до громадных размеров могущественные существа. Покрыты чешуёй, откладывают яйца, однако рептилиями не являются. Обладают различными способностями в зависимости от вида и возраста, практически все наделены умом, многие умеют превращаться в гуманоидов и даже скрещиваться со многими другими видами существ. Скапливают сокровища. Каждый вид имеет свои способности и мировоззрение, изначально все драконы делятся на металлических и цветных (добрых и злых соответственно). Классификация драконов из Dungeons and Dragons широко используется в компьютерных играх и литературе фэнтези

Драконы Шумила — разумные теплокровные существа, созданные студентом-биологом Джафаром (Павел Шумил, «Слово о драконе»). Оставшись один в чужом континууме, Джафар смоделировал и вырастил тело дракона, в которое затем переписал собственную память. Уже дракон Джафар (Коша) создал генетически самок-дракон и стал прародителем драконьей цивилизации. Драконы Шумила — миролюбивые и мудрые исследователи, осваивающие время и пространство. Эти драконы показывают дальнейшее положительное развитие образа дракона

Лондонские драконы — коварные крылатые хищники из фильма «Власть Огня». Огромны, огнедышащи и агрессивны. Именно они были причиной гибели всех динозавров. Будучи разбуженными в современности, драконы очень быстро расплодились и поставили человеческий род на грань вымирания. Единственный громадный самец пробудился и жил в Лондоне; все прочие драконы были самками. В этом фильме драконы впервые были представлены в современном антураже

Драконы Перна — разумные теплокровные существа, выведенные колонистами планеты Перн (Энн Маккефри) из местных летающих ящериц. При рождении каждый дракон обязан установить телепатическую связь с человеком, который в дальнейшем станет его всадником, иначе новорождённый умирает. Разрыв телепатической связи может быть только со смертью всадника или дракона, причём это в большинстве случаев заканчивается самоубийством партнёра . Драконы при их огромных размерах (до 40 м) летают посредством телепортации, а также способны использовать телепортацию для дальних перемещений в пространстве и времени В симбиозе с людьми драконы Перна защищают планету от угрозы Нитей, сжигая их в небе. Огонь перинитских драконов образуется биохимически во втором желудке дракона из размельчённого минерала, содержащего фосфин. Драконы — очень мирные существа и сражение дракон против дракона для них просто немыслимо Научно-фантастические драконы Перна впервые показали симбиоз человека и дракона, идея которого потом была воплощена в тетралогии «Наследие» Кристофера Паолини

Источник тут